19:00 

Космические пожелания и "Салют-7"

Amanita
Люблю людей, но только в малых дозах (с)
Памир-1: «Хочу пожелать молодым людям знаний, трудолюбия, настойчивости — это поможет им найти своё место в жизни».
Памир-2: «Настойчиво, шаг за шагом, упорно идти к своей цели. Тогда всё станет реальностью».


Из книги космонавта Виктора Савиных "Записки с мёртвой станции". Там вообще множество интересных реплик и фактов.%)

Собственно, книгу прочла в рамках подготовки рецензии на "Салют-7". Которую написала сегодня залпом за три часа - давненько со мной такого не бывало. Ну, не с бухты-барахты, разумеется: фильм посмотрела ещё в четверг, и с тех пор переваривала впечатления, собирала информацию. А когда в голове всё более-менее состыковалось - текст сам сложился. Повешу его и здесь, пожалуй. От фильма не то чтобы в бешеном восторге - упрощения и агитация порой режут глаз; но космос там впечатляющий, увлекательность хороша и характеры протагонистов удались. Плюс тёплая ламповая атмосфера ЦУПа 80-х, термины вроде «вращение по тангажу», «радиотень», «рыскание», соседство в саундтреке забавности и душевности ("Водовоз", "Трава у дома", "Арлекино", "Я, конечно, вернусь").


Реанимация

Массаж сердца и искусственное дыхание бесполезны — для оживления 20-тонной орбитальной станции нужны меры помощнее. Космической теме в российском кино тоже понадобилась особая реанимация. В 2005 году космонавт Екатерина Иванова сетовала: «Сегодня никто не вспоминает о том, как Витя Савиных с Володей Джанибековым спасали мёртвую станцию, а ведь это был подвиг. Они полетели, хотя неизвестно было, можно ли там дышать». В 2015-м сотрудники «Роскосмоса» в связи с выходом «Марсианина» Ридли Скотта вздыхали, что у нас похожее не снимают. Что ж, теперь снимают — и выпускают дважды в год, даже конкурируя между собой за козырную дату премьеры 12 апреля, в День космонавтики. Её в итоге занял «Время первых», а премьеру «Салюта-7» приурочили к 60-летию запуска первого искусственного спутника Земли — тоже вполне символично.

В случае «Салюта-7» многое было первым: первая стыковка с неуправляемой космической станцией, первое «оживление» оной, первая передача трудовой эстафеты (раньше по два экипажа на станции не оказывалось, её каждый раз консервировали-расконсервировали), первый перелёт с одной станции на другую… А должно было стать ещё больше: первый полностью женский экипаж, первое столь долгое пребывание человека на орбите. Но человек — это сочетание подвигов на грани фантастики и ошибок на грани скудоумия, и иногда космические планы срываются неверными командами или простатитом. Двойственность вообще вездесуща: позывные спасителей «Салюта-7» «Памир-1» и «Памир-2» были взяты в честь горной системы, чьё название можно толковать и как «крыша мира», и как «подножье смерти»; современные космонавты признаются, что на Земле их тянет в космос, а на орбите — домой. Фильм учитывает подобную двойственность — но лишь частично: на шкале «подвиги и ошибки» ползунок сдвигается влево. Так, станция «умирает» не из-за поломок и просчётов, а из-за метеоритного форс-мажора, а чинится не только заурядными прозвоном, перебором, ремонтом, заменой всего и вся, но и грубой силой, почти как в «Армагеддоне» Майкла Бэя.

Сравнивать фильм «Салют-7» с реальностью — дело неблагодарное, хотя он сразу заявляет, что основан на реальных событиях. Гораздо более подробная и менее эффектная хроника приведена в книге одного из двух орбитальных «реаниматоров» Виктора Савиных — «Записках с мёртвой станции». Взаправдашние будни современных космонавтов можно увидеть, например, в документальной серии фильмов «Год на орбите». А «Салют-7» не про достоверность, он про героизм, честь, любовь. Ох, нередко космические ленты посвящаются любви, этой особой гравитации между людьми — вспомнить хоть «Интерстеллар» Кристофера Нолана. Сравнение с ним напрашивается и в сцене стыковки; как говорили Кейс и Купер: «— Это невозможно! — Нет, это необходимо». «Салют-7» искренне старается приблизиться к голливудским товарищам по уровню правдоподобия, напряжённости, зрелищности, и местами ему это более-менее удаётся: хватает и саспенса, и космоса. Хуже всего дело обстоит с правдоподобием — и не только из-за преувеличений сродни раздуванию из дрозофилы элефанта: в реальности был конденсат (а при первом входе на станцию вообще «везде всё чисто, сухо») — в фильме потоп; в реальности космонавт обжёг глаза и кожу лица из-за слишком долгих наблюдений за солнцем и фотографирования — в фильме из-за пожара. Но это-то ладно, хоть видна основа. А у космических ангелов и особенно курения на станции она отсутствует.

С другой стороны, некоторые вещи могут показаться выдуманными — ан нет, реальность полна сюрпризов. Так, вязанные шапки с помпонами были на самом деле — это подтверждает документальная хроника во время титров. Да и общение Земли со станцией правда было дружеским, нередко шутливым; Савиных в своей книге вспоминал: «Земля: „Первое ощущение? Температура какая?“ В. Джанибеков: „Колотун, братцы!“» и «Наши с ним сеансы связи с семьями проходили более сухо, всё по делу. Однажды Лиля Джанибекова сказала: „Володя, ну скажи хоть одно тёплое слово“. Через несколько секунд был короткий ответ: „Телогрейка“».

Вот только в фильме ни Джанибекова, ни Савиных нет: как бы признавая смешение правды с вымыслом, авторы оставили героям реальные имена, но сменили фамилии, так что в центре истории Владимир Фёдоров и Виктор Алёхин. Заодно местами переборщили с наивностью, пафосом, нагнетанием. Однако для художественных кинолент это не в новинку. Главное, что «Салют-7» кому-то напоминает, а кому-то рассказывает впервые о том подвиге. Объясняет, что главное не технологии и не амбиции, а люди — именно они могут совершать невозможное, когда пасует автоматика. Показывает, что судьба одних — уходить, уезжать, уплывать, улетать навстречу мечте и долгу, а судьба других — их ждать.

Реанимация в кино космической темы сейчас весьма кстати. Не потому что «наш ответ Голливуду», а потому что космос тесно связан с жизнью — недаром был возведён новый космодром «Восточный» и недаром его изображение поместили на 2000-рублёвую купюру. И «космическую гонку» никто не отменял: строятся корабли, которые должны будут полететь к Луне и к Марсу, — в США Orion (начало пилотируемых полётов ориентировочно в 2021 году), в России «Федерация» (в 2023-м). В космической отрасли уходы, увольнения, конструирования и подгоняния; в кинотеатрах — космические фильмы. Всё логично. Впрочем, это напоминает не только о специализированных целях, но и об общечеловеческих ценностях. «Салют-7», несмотря на все домыслы и упрощения, воодушевляет и трогает. А реальные «реаниматоры» станции передавали с орбиты такие мотивирующие слова: «Памир-1: „Хочу пожелать молодым людям знаний, трудолюбия, настойчивости — это поможет им найти своё место в жизни“. Памир-2: „Настойчиво, шаг за шагом, упорно идти к своей цели. Тогда всё станет реальностью“».

@темы: Креатив, Кино, , Полезные ссылки

URL
Комментарии
2017-10-14 в 19:52 

whisky & soda
Ты где? Я на третьем, давай пересечемся. Данте (с)
Amanita, а меня несколько отпугнул отзыв с акцентом на том, что в фильме слишком много истерик, которых нифига не было. Скажи, пожалуйста, как, по твоему мнению, там с этим?
А вот за книгу спасибо отдельное. :heart:

2017-10-14 в 20:17 

Amanita
Люблю людей, но только в малых дозах (с)
whisky & soda,

Не, истерика на орбите разве что одна - и та скорее даже изменённое состояние сознания из-за травмы (как подсказывает та же книга, кое-кого на станции взаправду колбасило, но это был другой человек). Ещё есть срыв на земле с броском стула в стеклянную стену, а больше ничего слишком нервственного не вспоминается. Вот отсебятины - много, это да: и технической, и пропагандистской. Местами она подпаляет афедрон, а местами (где триллерность и зрелищность) впечатляет.
На здоровье! =) Книга познавательная и какая-то очень милая, со всей этой атмосферой товарищества и трудной, но необходимой работы.

URL
2017-10-14 в 20:20 

whisky & soda
Ты где? Я на третьем, давай пересечемся. Данте (с)
Amanita, хм, спасибо! как говорится, буду думать.))

2017-10-15 в 20:22 

Olune
"Не стоит путать небо со звездами, отраженными ночью в поверхности пруда"
Ох, я как в танке сижу и ничего не знаю) Я же давным-давно (в период увлечённости всем космическим) читала "Записки с мертвой станции". Значит, фильм как раз об этих событиях? Меня вначале смутило, что там нет ни Савиных, ни Джанибекова, а сейчас заглянула в твою рецензию иии... все встало на свои места. А с физикой-техникой там как? Все плохо (на уровне "уух, добавим зрелищности побольше!") или в пределах нормы? Меня в том же "Марсианине" ляпусы с физикой и излишней пафосностью местами убивали, так что вся в сомнениях - идти или нет %)

Диалоги между космонавтами и ЦУПом в книге чудные ("доедаем черемшу")) И почему-то мне запомнился именно момент с холодом на станции)

2017-10-15 в 20:45 

Amanita
Люблю людей, но только в малых дозах (с)
Olune,

Значит, фильм как раз об этих событиях?

Скажем там, они лежат в основе, но на них ещё многое накручено.

А с физикой-техникой там как? Все плохо (на уровне "уух, добавим зрелищности побольше!") или в пределах нормы?

Невесомость зачётная, работа в космосе вполне правдоподобная, стыковка тоже эффектная и верибельная - не считая самодеятельности одного из героев. Графоний (виды космоса) сопоставим с голливудским. Техника выглядит аутентично - собственно, "Роскосмос" предоставил для съёмок всякое, в том числе побывавшее в космосе. Но ремонт при помощи кувалды и "недонаводнение" на станции - как-то э-э-э. И пафоса тоже хватает.

Собственно, если сначала смотреть фильм, а потом читать книгу и прочую информацию, то он на 7,5/10 (местами даже на крепкие 8/10). Если наоборот - хз, он ведь весьма далёк от документальности. Но товарищество и чувство юмора авторы постарались сохранить - и не без успеха.

URL
2017-10-16 в 18:54 

Olune
"Не стоит путать небо со звездами, отраженными ночью в поверхности пруда"
Amanita,
О, спасибо тебе за подробности)) Буду думать, идти или нет)

     

Подземелье

главная