20:02 

"Кубо. Легенда о самурае": рецензия и тоска по мультипликационным сказкам

Amanita
Люблю людей, но только в малых дозах (с)
Хаяо Миядзаки теперь делает только короткометражки для музея Ghibli (да и то редко, плюс нам до них не добраться); оставшиеся в студии Ghibli сотрудники тоже полнометражки не снимают - максимум продюсируют (гдеа-а-а моя "Красная черепаха", которая должна была стартовать в российском прокате 1 сентября, но оказалась удалена из графика релизов?! АПД: стоны приглушаются, "Черепаха" таки будет прокатываться. Правда, лишь с 23.02.2017), ну или перебиваются созданием рекламных роликов. Томм Мур тоже занят продюсированием: в 2017 году у его студии Cartoon Saloon выйдет лента The Breadwinner - но она не сказочная, и Мур там не режиссёр-сценарист, а сугубо продюсер. На коне только Макото Синкай (его новый фильм "Твоё имя" почти два месяца держится на первой строке японского бокс-офиса, собрал в домашнем прокате около 150 миллионов долларов и занял пятое место в списке самого кассового аниме Японии, если уже не четвёртое; впереди лишь ленты Миядзаки) - но вот к нему-то я как раз равнодушна. Были ещё надежды на студию Laika - но её свежая сказка "Кубо. Легенда о самурае", хоть и весьма хороша, грешит парой багов и мало собирает: за два месяца проката - 65 миллионов по миру, при бюджете 60 миллионов это риск провала (если упрощать, то для гарантированного выхода в плюс любому фильму нужно собрать сумму, как минимум вдвое превышающую его бюджет). БОЛЬ!

Эх. По работе написала про "Кубо" в киноанонсах, потом в рецензии. Последнюю и сюда принесу:


Два крыла

Луна кажется тихой и пустынной. Однако на самом деле там не протолкнуться: селениты и коротышки, нацисты и шиноби, драконы и зайцы — веками человеческая фантазия населяла Луну одиночками и целыми сообществами. Даже отдельно взятая студия Laika не впервые делает естественный спутник Земли обитаемым; но если «Лунная девочка» Генри Селика была всего-то незатейливой девятиминуткой, то «Кубо. Легенда о самурае» Трэвиса Найта оброс масштабностью.

Луна и солнце — микс чудесный! Или ужасный. В результате их союза кто-то может родиться, а кто-то — умереть. Каково придётся мальчику гаррипоттерного возраста, если его отец — тёплый и могучий, как солнце, — погибнет, а лунная родня по материнской линии организует преследование с нехорошими намерениями? Даже если бы преследователи были обычными — всё равно туго. Фантастический элемент можно вынести за скобки — тогда останется вполне жизненная семейная драма. В этом плане «Кубо» напоминает «Письмо Момо» и «Песнь моря».

Впрочем, зачем фантастику куда-то выносить? Ведь в ней здесь самый смак. Простота сюжета компенсируется яркостью сказочного квеста. Создатели фильма так же парят на крыльях вдохновения и красуются своим мастерством, как их герой. Многие ли авторы сейчас предпочитают компьютерной графике реальную — кукольную — трёхмерность, многие ли умеют столь ловко совмещать классическую стоп-моушен анимацию с новыми технологиями? Например, одно из чудищ было полностью напечатано на 3D-принтере, как и десятки тысяч лиц для персонажей. А финальные титры стоит посмотреть хотя бы ради отрывка о сборке монстра-исполина — здоровенного даже по сравнению со своими создателями, почти пятиметрового, двигающегося во всех направлениях при помощи платформы-гексапода. Зато самая маленькая кукла в фильме получилась ростом всего-навсего пять сантиметров. При этом большое и малое, реальное и цифровое тут гармонично сочетаются. Такая вот не игрушечная магия кукол. Она завораживает зрителей в кинозале так же, как персонажей-селян завораживают устраиваемые Кубо представления оживших оригами.

К сожалению, в сюжете гармонии меньше. На хвосте жанровых плюсов притащились жанровые минусы. Процесс квеста оказывается важнее результата — волшебные доспехи хоть и выстреливают в финале, но не с громким «БА-БАХ!» чеховского ружья, а со стыдливым «пыщ» пистонного пистолетика. Мораль проговаривается прямым текстом: «Надо было слушать родителей», и тому подобное. В нескольких местах сюжет скреплён натяжками — вещий сон воспринимается как нечто само собой разумеющееся, изменение личности обманом никого не коробит. Заключительная схватка грешит штампами, отчего проигрывает по саспенсу первому появлению родственниц или погружению в Сад очей. У второстепенных персонажей чуть ли не на лбу написано, какие функции на них возложены: комедийная старушка необходима в приключенческой истории так же, как огнедышащая курица, плюс она этакая «фигура бабушки» для протагониста. Словом, «Кубо» козыряет новаторством в техническом плане, но в сценарном запинаясь плетётся по чужим следам.

С другой стороны, фильм опирается не абы на что, а на классику. От противопоставления короткой земной жизни, полной как горестей, так и радостей, и бесстрастного бессмертия на Луне веет «Сказанием о принцессе Кагуе» (оно же «Повесть о старике Такэтори») — японской сказкой X века и особенно её экранизацией за авторством Исао Такахаты. Несгибаемость Кубо и его близких напоминает мотивирующие строки из «Хагакурэ» («Сокрытое в листве») — комментариев взаправдашнего самурая XVIII века: «Если безупречный воин исполнен решимости, он подобен мстительному духу. Он умирает не сразу, даже если ему отрубить голову»; «Когда сталкиваешься с трудностями, нужно смело и радостно бросаться вперёд».

Режиссёр-продюсер Трэвис Найт недаром в детстве пожил в Японии, недаром называет в числе своих любимых режиссёров Джорджа Лукаса, Стивена Спилберга, Акиру Куросаву, Хаяо Миядзаки — в его «Кубо» видны упор на семейную тему и очарованность Страной восходящего солнца. Играют большую роль и сямисэн, и фестиваль Бон, и лунные легенды, и прочий японский колорит, а для пущей аутентичности для работы над лентой были приглашены японские хореограф и переводчик-консультант. Но «Запад есть Запад, Восток есть Восток», и их совместить так же непросто, как солнце и Луну. Фильм-полукровка обладает чертами обеих культур — но ни для одной не является полностью своим, мешают то восточные нюансы, то западные штампы. И похоже, вместо того чтобы привлечь новую аудиторию, он растерял часть старой: пока «Кубо» насобирал в прокате лишь 65 миллионов долларов — в два раза меньше, чем «Коралина в Стране кошмаров» той же студии, и лишь на пять миллионов больше своего бюджета.

Перевод оригинального названия звучит как «Кубо и две струны»; но подошёл бы и другой заголовок — «Кубо и два крыла». Солнечное и лунное, восточное и западное. Вот только в сказке непохожие между собой крылья помогают герою взлететь, а в реальности аэродинамика бессердечна так же, как гравитация и Лунный король. Посмотревшие критики и зрители дружно поют «Кубо» дифирамбы — однако мало их, этих посмотревших, и их голоса едва слышны в прокатной полифонии. Умершие живут до тех пор, пока о них помнят, а сказки — пока их слушают. Не хотелось бы вслед за Ghibli потерять ещё и Laika: «последних могикан» от самобытной сказочной мультипликации и так мало осталось.


Заодно внесу трейлер (в нём по традиции черновая озвучка; финальная версия лучше). Ну красота же, правда?



А бонусом вот закулисье магии - ролик о том, как делали "Кубо". Объём и аккуратность трудов поражают - после раскрытия секретов фокуса этот конкретный фокус вызывает ещё больше уважения:


@темы: Полезные ссылки, Креатив, Кино, ,

URL
Комментарии
2016-10-21 в 21:51 

Хнанао
И жить торопится, и чувствовать спешит. (с)
Amanita, а ведь "Красную черепаху" покажут 27 октября на Большом фестивале мультфильмов в Москве (пруф). Может, есть шанс попасть на сеанс?
"Кубо" ничего, говоришь? Как раз думала сходить на него на следующей неделе, но что-то меня пугает неведомая французская озвучка. С другой стороны, где наша не пропадала)

2016-10-22 в 00:15 

Amanita
Люблю людей, но только в малых дозах (с)
Хнанао,

Ого. *__* Огромное спасибо за наводку! :kiss: Постараюсь добыть аккредитацию - а может, чем чёрт не шутит, даже и подкаст записать по мотивам.
На уверенные такие 8/10. Точнее, на 9,5/10 за визуал и на 7,5/10 за сюжет. Но учти, он довольно грустный.
А в заграницах разве не показывают в оригинале с субтитрами? Или с французским дубляжом сподручнее?

URL
2016-10-22 в 00:23 

Amanita
Люблю людей, но только в малых дозах (с)
Хнанао,

А черепаховые дела-то налаживаются: её снова поставили в график релизов. Правда, премьера аж 23.02.2017. -___- Но вероятно, имеет смысл подождать, ведь рецензии у нас принято приурочивать к старту проката.

URL
2016-10-22 в 23:34 

Хнанао
И жить торопится, и чувствовать спешит. (с)
Amanita, да не за что) Я бы на твоём месте сходила на БМФ, чтобы увидеть м/ф одной из первых (спойлеры в сеть всё равно просочатся), к тому же и сам фестиваль небезынтересный — сама бы на него заглянула, если была бы в Москве.
Ну, на фестивале немецкого кино я смотрела фильм на языке оригинала с французскими субтитрами. Но то был фестивальный показ, а как тут крутят остальные зарубежные фильмы, даже не догадываюсь. Узнаю на неделе)

2016-10-24 в 12:41 

Amanita
Люблю людей, но только в малых дозах (с)
Хнанао,

Я бы на своём месте тоже сходила - но тут ещё нужно узнать, предоставляет ли фестиваль аккредитации и не свалюсь ли я с простудой, а то после вчерашнего щеголяния в лёгком шифоновом платьице и долгого ожидания автобуса на продуваемой всеми ветрами остановке как-то э-э-э.
Спойлеры "Черепахе не страшны": она сама себя заспойлерила трейлером)
Как тебе тот фестиваль, к слову? И удачного узнавания! =)

URL
2016-10-24 в 20:56 

Хнанао
И жить торопится, и чувствовать спешит. (с)
Amanita, ой-ё. :facepalm: И ты в итоге разболелась?
Ничего, хотя смотреть немецкий фильм с французскими субтитрами - то ещё развлечение, доложу я вам)

2016-10-25 в 21:17 

Amanita
Люблю людей, но только в малых дозах (с)
Хнанао,

"Не болей, храбрый рыцарь, не болей!..":song:
Зато сразу двойная лингвистическая тренировка!)) Ваши ряды продолжают редеть - или превозмогшие предыдущие испытания Фрау Лерерин уже ничего не боятся, излучают решимость и могут служить сырьём для производства гвоздей?

URL
2016-10-27 в 21:31 

Хнанао
И жить торопится, и чувствовать спешит. (с)
Amanita, спасибо, помогло))
Увы, после теста, о приближении которого Фрау Бритц нас недвусмысленно предупреждала, группа сократилась человек так на пять-семь. Зато до экзамена воистину дойдут только закалённые азами немецкой грамматики гвозди.

2016-10-28 в 03:21 

Amanita
Люблю людей, но только в малых дозах (с)
Хнанао,

Ура!
Держись подальше от магнитов - а то они к тебе прилипнут (или наоборот, тебя притянут).%) Сколько уже отсеялось в процентном соотношении от изначального количества? Фрау Бритц не рискует остаться наедине с тобой, о мой Несгибаемый Гвоздь, и шаром-другим перекати-поля? И сколько времени осталось до экзамена?

URL
2016-10-28 в 23:52 

Хнанао
И жить торопится, и чувствовать спешит. (с)
Amanita, сначала нас записалось человек 40-45, занятия через три было человек 30, теперь, наверное, осталось 25-27 студентов. Это очень приблизительные подсчёты, но почти половина, пожалуй, отсеялась.
Нет, не рискует) Она не столь сурова, чтобы отбить у всей группы сразу желание заниматься немецким.
Он назначен на 4 января, но я попробую сдать экзамен пораньше, чтобы, может, задержаться в Москве.

2016-10-30 в 02:16 

Amanita
Люблю людей, но только в малых дозах (с)
Хнанао,

Такими темпами до финального испытания доберётся меньше половины записавшихся. Физфак, где на первой сессии вылетала четверть поступивших (если папенька не сгущает краски), предстаёт Страной вечного лета в сравнении с вашим курсом.%) А родной журфак - страной Нехочухией прям.
Дело не в отбивании желания, а в вышибании желающих. Впрочем, сейчас уже остались лишь самые закалённые и целеустремлённые, так что надеюсь, в ваших "вышибалах" больше ни в кого не попадёт мяч суровой фрау. =)
Отличная весть! Но не боишься тотально разминуться с М.? Она вроде собирается в Париж сразу после НГ. Правда, пока не решила точно.

URL
2016-11-01 в 00:19 

Хнанао
И жить торопится, и чувствовать спешит. (с)
Amanita, не боись, я не брошу М. Подумав и сверившись с ценами на билеты, таки решила лететь пораньше. Только что купила билет на поздний вечер 2 января: и М. застану (надеюсь, что встречу в аэропорту), и сразу после НГ улетать не придётся. Вот только билеты до Парижа бессовестно дороги, поэтому полечу до Брюсселя, а оттуда - на перекладных на автобусе. Конечно, путешествие будет непростым, зато хоть краем глаза увижу родину мсье Пуаро)

2016-11-02 в 19:46 

Amanita
Люблю людей, но только в малых дозах (с)
Хнанао,

Поздравляю с успешным обилечиванием! Маршрут звучит интересно - этакое дополнительное путешествие) Но! Не только Пуаро, я настаиваю. Не будем отступать от классики. :umnik: :lol: Кстати, ты слышала, что сейчас готовится новая экранизация "Убийства в Восточном экспрессе"? Режиссирует Кеннет Брана, роль Пуаро исполняет он же. Хм-м.

URL
2016-11-05 в 02:10 

Хнанао
И жить торопится, и чувствовать спешит. (с)
Amanita, и то верно. На брюссельскую капусту и "Писающего мальчика" тоже постараюсь взглянуть))
Впервые слышу. О__О Эх, жаль, что ждать ещё больше года...

     

Подземелье

главная