Amanita
Люблю людей, но только в малых дозах (с)
Ну вот, теперь у меня пять работ. Ладно, де-факто четыре - на одной из них долгое затишье (и слава богу!). Пока вроде всё успеваю - а заодно на цейтнотном кураже словила новую волну вдохновения, ниже покажу пример. Вдохновляет и вожделенный майский отпуск, для которого билеты уже куплены, жильё забронировано, и вообще)) Перспектива того, что меньше чем через год папенька выйдет на пенсию и я стану единственным добытчиком в нашем маленьком семействе, перестала вызывать ёканье и нервные вздрагивания - авось справлюсь. Да и заначки на всякий пожарный есть у родителя, и у меня, это тоже приободряет.

А теперь обещанный пример. Посмотрела "Гордость и предубеждение и зомби", набурчалась всласть:

Мёртвые живцы

Вот приманка для любителей Джейн Остин, вот наживка для фанатов зомби-муви… А сочетание первых двух пунктов заодно привлечёт людей с обострённым любопытством! Так рассуждал фильм, выходя на промысел. Он имел в виду наловить побольше зрителей — но поимел и наловил нечто совсем иное.

Когда у книги уже есть десяток экранизаций, в том числе с переносом действия в другие страны и другое время, трудно добавить что-нибудь новое. Да и боязно: нежные зрительницы продегустируют, задумчиво причмокивая губами, — и с рёвом раненного берсерка «Это был не Колин Ферт!» пропишут люлей ногой с разворота. Поди найди свежий подход к классической истории. Поди придумай, как сделать почти архетипического мистера Дарси (привет комиксу-мему «Ooh Mister Darcy»!) ещё привлекательнее.

Но автор книги-мэшапа Сет Грэм-Смит нашёл. И придумал. С той же лёгкостью, с какой превратил шестнадцатого президента США в охотника на вампиров. А далее на запах зомбятины в стиле ампир налетели киношники.

Итак, вот рецепт обновления образа мистера Дарси: ещё более тёмные и длиннополые одежды — байронический траур; озабоченно-горестный взгляд а-ля «Не забыл ли я выключить утюг в Пемберли?»; склонность к ландшафтному дизайну — внесению нотки буйства в благообразные британские сады; высокий офицерский чин, отжатый у его книжного кузена полковника Фицуильяма; мастерское владение боевыми искусствами. Ибо куда ж без боевых искусств во время зомби-апокалипсиса?

Рецепт нашёлся и для Элизабет Беннет. Во-первых, разумеется, мастерское владение боевыми искусствами, ведь все сёстры Беннет обучались в Шаолине. Во-вторых, типаж «сильная женщина», которая и зомби на скаку остановит, и любимого из пекла спасёт; здешние дамы вообще неоднократно выручают кавалеров. В-третьих, более соблазнительная одежда (корсеты и высокие сапоги под ампирные платья, серьёзно?..). В-четвёртых, если Дженнифер Эль, получая BAFTA за роль Элизабет Беннет двадцатью годами ранее, говорила, что эту премию заслужил её парик, то Лили Джеймс может сказать примерно то же самое про своё декольте. Хорошее, годное декольте, благодаря ему — и двойному мастерскому владению боевыми искусствами — сцена неудачного объяснения выглядит ой как горячо. Да и в остальных случаях оно неоднократно радует глаз. Но когда камера фокусируется на нём даже в финальный драматический момент, эффект получается странноватым.

Аналогичное недоумение вызывает и фильм в целом. Где бодрое мочилово, где леденящий хоррор, где развесёлый трэш, а? Впихивать такую задумку в прокрустово ложе рейтинга PG-13 — извращение похлеще хоккея на траве и балета на льду. То ли из-за беззубого рейтинга, то ли из-за скромного бюджета большинство потасовок проходит в темноте, смазанно и словно понарошку.

Повествование тоже смазанное. Авторам незабвенного сериала ВВС — того самого, который с Эль и Фертом, — потребовалось шесть часовых эпизодов, однако даже в ту экранизацию не всё поместилось (роман-первоисточник невелик, но богат на детали). Киношники попытались уложиться в два часа — и получили эффект «галопом по Европам».

От нехватки хронометража и сценарного мастерства пострадали в том числе характеры. Их сильно утрировали: один персонаж совсем уж карамельный неумеха, другой — инфернальный свиномозголюб. На пользу это пошло лишь мистеру Коллинзу в исполнении Мэтта Смита — его ханжество и незамутнённость настолько распухли, что перестали раздражать и сделались просто смешными. Настоящая отдушина, учитывая, что в остальных случаях фильм зачастую вызывает не весёлый смех, а сардонический. Всё-таки запрягать в одну сюжетную повозку тонкий британский юмор и толстый американский — не лучшая идея.

Хоррор решил не выпендриваться на общем средненьком фоне и синхронно подкачал. Единственным реально жутковатым элементом является четвёрка в чёрном. А зомби то нелепые, то вообще никакие.

Грэм-Смит с мясом выдрал из романа Остин десятки сцен и разбавил их живыми мертвецами. На столь неординарный контраст клюнули многие: книга «Гордость и предубеждение и зомби» восемь месяцев поплёвывала на конкурентов с высоты составленного «Нью-Йорк Таймс» списка бестселлеров, за права на экранизацию развернулась нешуточная битва, а книжные магазины захлестнула волна подражаний: тут вам и «Разум и чувства» с морскими монстрами, и «Робинзон Крузо» с ликантропией да лавкрафтовскими чудищами, и «Великий Гэтсби» с вампирами. Хотите оказаться с прославленными литераторами не то что на одной полке, а на одной обложке? Напишите по их произведениям мэшап — и дело в шляпе.

В книжном виде оно, наверное, смотрится лучше: читаешь по накатанной — и тут бац, неожиданная развязка давно знакомой ситуации. В киношном всё сложнее: даже дорогие аккуратные экранизации романов-первоисточников (совсем-совсем первоисточников, а не мэшап-первоисточников) промазывают то с кастом, то с антуражем, то с сокращениями. Попытка объединить две разные атмосферы и экранизировать полученную смесь напоминает «испорченный телефон», на каждом этапе добавляются свои недочёты. Пожалуй, если по фильму «Гордость и предубеждение и зомби» будет выпущен анимационный сериал, а по сериалу — компьютерная игра, тут-то и настанет апокалипсис. Впрочем, анимация могла бы стать неплохим вариантом, кабы книгу сразу экранизировали так. Недаром от синопсиса слегка веет анимешностью, а от сеттинга с его великими стенами и бродящей под ними угрозой — конкретной «Атакой на титанов».

Баланса здесь не больше, чем на катере в семибалльный шторм. Фильм попытался усидеть на нескольких стульях — но тишину прорезал громкий треск его седалища. Персонажи бросаются из крайности в крайность, то падают друг на друга, то чопорно обмениваются колкостями (и тупостями) с почтенного расстояния. Действие развивается то на серьёзных щах, то на игривом борще. Сырые мозги соседствуют с шаблоннейшим «поцелуем истинной любви». Из плюсов разве что необычность, приличный каст (особенно хороши на своих второстепенных ролях Чарльз Дэнс и Мэтт Смит) да пара удачных сцен. С такой наживкой и с такими конкурентами — особенно красно-чёрным рекордсменом — фильму в кинопрокате ловить почти нечего.

@темы: Креатив, Кино, Житие мое,